Чудотворные иконы

Чудотворная икона — в Православной и Католической церквах иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).
Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону.
В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. В основном это иконы Богородицы.
Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри. Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешенное и недозволенное:
поклонение старым, давно известным и почитаемым чудотворным иконам, находившимся в храмах и монастырях, разрешалось и считалось нормальным, а почитание ранее неизвестных икон, особенно возникавшее в частных домах, пресекалось и запрещалось.
Несмотря на это в синодальный период были объявлены чудотворными ряд икон (например, Ахтырская икона (середина XVIII века), Косинская (Моденская) икона (середина XIX века)). Отмечают, что для такого признания была важна степень церковности почитания иконы. Если она происходила из крестьянского дома или или была найдена в лесу, в поле или у реки, то её почитание пресекалось, напротив у икон из храма было больше шансов получить статус святыни. Относительно икон самостоятельно, без санкции духовных властей, объявленных чудотворными, богослов, протоиерей Евгений Попов (1824—1888) писал: «Тот, кто выдаёт простую икону за чудодейственную (с полным сознанием или только увлекаясь суеверием), принимает на себя тяжкую вину. <…> следуй на этот раз удостоверению и примеру самой Церкви, а не уверению тех, в доме которых была бы или ещё остаётся икона, расславляемая чудотворною!».
Одной из распространённых форм чудес, связанных с иконами является их мироточение — появление маслянистой влаги (так называемое миро) на поверхности иконы. Оно представляет собой светлое, маслянистого вида вещество, испускающее благоухание (в отдельных случаях сообщается о появлении жидкости тёмного или красного цвета — т. н. кровоточение иконы). Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением» или «росоточением»).
До 1917 года в России существовал особый порядок освидетельствования икон про которые поступали сообщения о чудотворениях (в частности о мироточении). В соответствии с этим порядком икона
…опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным наличие протокола, не менее трех свидетелей, один из них должен быть в священном сане (желательно благочинный данного округа). Только так икону могли признать чудотворной.

В современной Русской православной церкви такой практики нет (хотя в отельных случаях в епархиях проводятся комиссионные освидетельствования икон) и в большинстве случаев все местные святыни считаются достойными поклонения.
Предание считает первой чудотворной иконой Мандилион (Спас Нерукотворный) — плат с изображением Иисуса Христа, которое появилось на нём после того как он отёр им своё лицо. Плат был послан эдесскому царю Авгарю, который исцелился через него от проказы. В православной традиции, по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который написав икону Богородицы принёс её Деве Марии и та сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».


ВЛАДИМИРСКАЯ

По церковному преданию, написана евангелистом Лукой. В V веке принесена из Иерусалима в Константинополь. В XII веке цареградским патриархом Лукой Хризоверхом прислана в дар великому князю Юрию Долгорукому и с этого времени почитается величайшей святыней русского народа. С течением столетий прославился не только подлинник, но и многочисленные копии, в частности выполненные великими художниками древней Руси Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым. Жизнь Великой Чудотворной на Руси отмечена в многочисленных летописях, легендах и сказаниях русского народа. Это самый документированный образ в истории русского православия. Сохранились многочисленные свидетельства исцелений и чудес, совершенных по молитве к иконе во имя спасения Родины от нашествия врагов.
Празднование отмечается:
21 мая/3 июня,
23 июня/6 июля,
26 августа/8 сентября.

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
Полная композиция иконы отражает представление ранних христиан о вселенной и делится на три части: землю, небо, царство Божие (рай). В центре восседает в царских одеждах Христос на облачках, поддерживаемых херувимами. Перед ним — Богоматерь «Царица небесная» держит свиток с молениями о милосердии к людям; справа и слева расположены ангелы разных чинов, внизу — холмистая земля и человечество. Между людьми — ангелы утешители. В центре — храм. В руках ангелов свитки с надписями, прославляющими Богородицу. Протограф иконы известен с 1643 года, находился в храме Преображения в Москве. 24 сентября 1688 года от иконы исцелилась сестра патриарха Иоакима — Евфимия. В 1711 году царевна Наталья Алексеевна перевезла образ в Санкт-Петербург. С середины XIX века икона начинает репродуцироваться в большом количестве списков. На ранних изводах Богоматерь изображена в рост с младенцем на левой руке, позднее — со страждущими.
Празднование совершается 24 октября/6 ноября.

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК
В России этот сюжет получил широкое распространение в XVIII веке. На иконе изображен деревянный кладезь, из которого бьет водяная струя, по сторонам его выписаны вселенские святители — Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг. На переднем плане представлены одержимые недугом люди. Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем сидящей в большой купели, как бы символизируя Источник Жизни и Спасения миру и по великому своему милосердию постоянно даруя чудесную помощь верующим. В 1668 году Симон Ушаков с учеником написал икону «Живоносный источник с чудесами». В 16 клеймах он изобразил чудеса, свершившиеся у источника.
Ежегодный переходящий праздник отмечается в пятницу Светлой седмицы

ЗНАМЕНИЕ — НОВГОРОДСКАЯ
Одна из древнейших Чудотворных России. Новгородский извод этой иконы прославился в 1169 году, когда Суздальский князь Андрей Боголюбский отправил в поход на Новгород объединенную рать из разных земель во главе со своим сыном князем Мстиславом. В феврале город был окружен. На четвертый день осады началась кровопролитная битва. Не надеясь на свои силы, новгородцы обратились за заступничеством к Господу и Пресвятой Деве Марии. Архиепископ Илия, молившийся в соборной церкви Спасителю, вдруг услышал голос, который потребовал, чтобы взяли образ Пресвятой Богородицы из церкви Спаса на Ильине улице и водрузили его на стенах. Однако посланные за иконой никак не могли сдвинуть ее с места. Только после церковной службы, проведенной самим архиепископом, смогли забрать образ и поставить его на стене города. Во время осады одна стрела попала в икону, и из глаз лика полились слезы, что воспринято было как знамение — Богоматерь слезно молит Спаса об избавлении города от врагов. В тот же час объяла врагов слепота. В ужасе стали они убивать друг друга и вскоре были окончательно разгромлены новгородцами. На представленном списке в клеймах рассказывается о битве новгородцев с суздальцами.
Празднование иконы было установлено архиепископом Илией через два дня после разгрома врагов 27 ноября/10 декабря.

ИВЕРСКАЯ
Почиталась с середины IX века. Первый список был доставлен из Греции по приказу патриарха Никона в 1648 году. Он сделан на кипарисовом дереве, краски смешивались с частицами мощей. Выполнил копию инок Иамвлих Романов. Она хранилась у сестры Петра I царевны Софьи (Сусанны). Особо почитался список, неизвестно когда выполненный и установленный в Иверской часовне (построенной в 1659—60 годах для сбора пожертвований Николо-Перервинскому монастырю) у Воскресенских ворот Китай-города в Москве. Икона украшалась монетами, образками, медалями, крестами, кольцами, портретами. Часто к ней прикрепляли и изображения больных членов тела. После революции часовня была разрушена, судьба списка неизвестна. Два списка с греческой иконы положили начало другим копиям (Молчановская, Новоиерусалимская, Нижегородская, Тамбовская, Сухотинская, Саратовская, Кишиневская). Считается, что первый список хранится в Воскресенской церкви в Сокольниках.
Празднование совершается несколько раз в году:
13/26 октября,
12/25 февраля,
во вторник Светлой седмицы.

КАЗАНСКАЯ — ОДИГИТРИЯ
В 1579 году во время пожара в городе Казани сгорел дом одного стрельца. Когда он надумал построить на пепелище новый, его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и сказала, что на месте сгоревшего дома в земле скрыта ее икона, приказала объявить об этом архиепископу и воеводам. Однако ее приказание не было исполнено. И вновь Богоматерь явилась Матроне. На этот раз девушка увидела, как от образа исходили огненные лучи и услышала голос, требовавший рассказать властям об иконе. Мать послушалась просьбы дочери и отправилась к архиепископу и воеводам, но они не поверили ей. Вернувшись домой, она стала копать землю в указанном месте, но безрезультатно. Лишь когда заступ взяла дочь, образ был найден и извлечен из земли. Он был завернут в рукав ветхой суконной одежды вишневого цвета, но был светлый, без малейшей порчи дерева и красок. Как только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, прибыл архиепископ Иеремия и воеводы, которые со слезами просили у Владычицы прощения за свое неверие. Образ был сначала перенесен в церковь Николая Тульского, а затем после молебна в Благовещенский собор Казани.
Празднование совершается
8/21 июля,
22 октября/4 ноября.

ПОЧАЕВСКАЯ
Великая Чудотворная в течение 300 лет хранилась в монастыре на Почаевской горе, которая, подобно горе Афону, была избрана Богоматерью. В 1340 году Дева Мария в огненном столпе явилась на вершине горы, после чего в камне остался вдавленный след ее ноги, наполненный прозрачной водой. В 1848 году Чудотворный образ избавил киевлян от холеры. К этому времени относится один из «изводов» иконы, названный в народе «стопочным». На нем вместо святых угодников Мины, пророка Илии, архидьякона Стефана, преподобного Авраамия и святых Великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины, окружающих Деву Марию и Предвечного Младенца, изображается стопа в нижней части иконы. По свидетельству монастырских книг, все списки Чудотворных совершили множество чудес и исцелений: излечения от тяжких недугов, избавления от внезапной смерти, освобождение от плена, наказание и вразумление заблудших.
Празднование совершается
8/21 сентября,
23 июля/5 августа,
в пяток Светлой седмицы.

СМОЛЕНСКАЯ — ОДИГИТРИЯ
Икона Смоленской Богоматери известна на Руси с середины XI века В 1046 году этим образом византийский император Константин Мономах благословил свою дочь Анну, отправлявшуюся на Русь к будущему мужу Всеволоду Ярославичу Переяславскому. Считается, что это первая по времени византийская икона Богоматери прибывшая на Русь. Сын Всеволода Ярославича — Владимир Мономах принес «Одигитрию» в начале XII века в Смоленск и поставил в соборном храме в честь Успения Богоматери. С того времени икона Богоматерь «Одигитрия» стала именоваться Смоленской. В 1414 году князь Юрий Святославич Смоленский, спасаясь от нашествия литовских войск, бежал в Москву, захватив с собой образ, который был помещен в Благовещенский собор Кремля. В 1456 году великий князь Московский Василий II Темный по просьбе смолян вернул им святыню, сделав предварительно точную копию и поставив ее на место, где была когда-то Чудотворная. В 1524 году в честь возвращения Смоленска основан Новодевичий монастырь, в котором был построен Смоленский собор, куда и перенесен образ Бомогатери Смоленской. С этого времени 28 июля/10 августа отмечается общерусский праздник иконы «Одигитрии Смоленской».

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Одна из наиболее почитаемых Чудотворных на Руси. По церковной легенде, происходила из Византии, находилась в одном из храмов Константинополя, откуда неоднократно исчезала, покидая погрязших в грехах жителей, а затем появлялась вновь. В XIV веке исчезнув в очередной раз неожиданно явилась в России, где обрела постоянное местопребывание. С иконы сделаны многочисленные списки, прославившиеся многими чудесами. Среди них особенно знаменит список Тихвинской-Ополченной иконы, принимавший участие в войне 1812 года и в Крымской войне 1855—1856 годов. Известность иконы была столь велика, что ее именем иногда называли образы других изводов. Так, в Афанасьевском женском монастыре города Мологи (Ярославская губерния) прославилась икона Богоматери, принесенная в монастырь за шесть лет до явления Чудотворной. Несмотря на некоторое отличие, она также называлась Тихвинской.
Празднование совершается 26 июня/9 июля.

АБАЛАЦКАЯ — ЗНАМЕНИЕ
Написана в 1637 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфием. Созданию иконы предшествовало видение благочестивой вдовы Марии, которой однажды во сне пригрезился образ Богоматери «Знамения», стоящий в воздухе. По сторонам от него располагались фигуры святого Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской. Голос, исходивший от образа, потребовал от Марии, чтоб та объявила народу о видении и чтоб была построена на кладбище новая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, как в древнем Новгороде, с приделами Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской. Однако самой Марии было трудно поверить в сновидение, и она никому не сказала о нем. Видения повторялись четыре раза. После чего Мария в страхе вынуждена была рассказать о нем народу и архиепископу Нектарию. Он благословил возводить храм. К завершению строительства Матфием был написан образ «Абалацкой Богоматери» и поставлен в церковь. В 1783 году на месте кладбища основали монастырь, в котором хранилась Чудотворная икона. Образ прославился множеством чудес и исцелений.
Празднование совершается 20 июля/2 августа, 27 ноября/10 декабря.

ХЛЕБНАЯ
Знаменитая Хлебная икона, по легенде спасшая Ленинград во времена блокады, начала обновляться. Потемневший от времени лик посветлел. Церковнослужители и прихожане говорят о чуде.
В последнее время желающих приложиться к святыне стало больше. Люди ищут душевного спокойствия и помощи в преодолении финансовых проблем.

История явления Хлебной иконы и последующий путь неизменно сопровождались невероятными совпадениями, или чудесами.
Икона была обретена на Соловках около 1540-го года, когда будущий настоятель Филипп, митрополит Московский, нес послушание на монастырской пекарне.
Хлебная икона была утеряна в начале XX века, а вернулась во время войны. В блокадном Ленинграде на Большой Морской улице ее нашла Наталья Лихачёва. Сбитая с ног в момент обстрела, она поднялась и увидела на земле святой лик.
Принесла в дом, где от голода погибали двое маленьких детей, и куда на следующий день незнакомый солдат принес спасительный килограмм овса. Вскоре в осажденный город потянулись первые обозы с продовольствием. Это могло бы быть простым совпадением. Но почитатели святыни верят: через одну блокадную семью икона помогла выжить целому Ленинграду.
Хранителем иконы долгие годы была дочь Натальи Лихачёвой Нина Михайловна.
В настоящее время (с сентября 2008 г.) по духовному завещанию хранительницы образа Нины Федоровой, он находится в храме иконы Божией Матери Взыскание погибших на улице Добровольцев, 32, г. С-Петербурга.
Храм построен на месте, где во время войны проходила линия обороны Ленинграда и где до эвакуации в центр города жила семья Нины Фёдоровой.
В храме перед иконой каждый день совершается молебен на освящение хлеба.

День памяти Хлебной иконы Божией Матери 21 (8) сентября.

Популярность: 11%

Оставить комментарий

Имя: (обязательно)

eMail: (обязательно)

Адрес блога:

Комментировать: