Не меньшие тайны хранят под собой своды красивейшего в мире Московского метрополитена.
Далеко не каждый знает, что первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Данное ответвление, ставшее Арбатской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту. Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитен носит имя В. И. Ленина.
15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.
Особый интерес составляют так называемые «станции-призраки». Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Это станции:
«Советская» между «Театральной» и «Тверской»,
«Первомайская» между «Партизанской» (измайловский парк) и «Измайловской» (не путайте с современной Первомайской),
«Калужская» между «Новыми Черёмушками» и современной «Калужской», «Волоколамская», находящаяся между «Тушинской» и «Щукинской» (ныне станция «Спартак»),
«Троице-Лыково» между «Крылатское» и «Строгино» Арбатско-Покровской линии.

СОВЕТСКАЯ была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между «Театральной» (в те времена «Площадь Свердлова») и «Маяковской». Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. В целях ускорения строительства станция так и не была построена. Впоследствии центральный зал «Советской» был трансформирован в отлично защищенный бункер для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Перегонные тоннели проходят в нескольких десятках метрах от бункера. Среди журналистов и людей, интересующихся метро, ходит множество слухов и легенд о том, что станция была построена, но якобы «к ней не подвели тоннели» или «по приказу Сталина станцию решили не открывать». Также существуют слухи, что станция была построена на действующем перегоне(был пройден станционный тоннель). Однако, это всё лишь слухи и домыслы, так как на этом перегоне в силу его уклона (23 тысячных) станцию строить нельзя (для станций требуется площадка с уклоном 0-5 тысячных).
«...И сейчас круглые сутки в бункере штаба ГО идет непрерывное дежурство. На центральный пульт стекается вся информация о происшествиях в городе. А если случится что-то чрезвычайное, здесь готовы кабинеты для тех, кто будет руководить спасательными и другими неотложными работами по защите населения. Тут же расположена аппаратура, позволяющая перехватывать радио и телепередачи и в случае необходимости „вклиниваться“ в них со своими сообщениями. В закрытых шкафчиках хранятся на этот случай заранее подготовленные тексты и записи...»
Из интервью с начальником штаба гражданской обороны Москвы И.Кузяевым.

ПЕРВОМАЙСКАЯ, в отличие от «Советской», была реально действующей станцией и первоначально располагалась за «Измайловским парком», в здании электродепо «Измайлово». Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии в 1954—1961 годах. Открыта 24 сентября 1954 года в ходе продления линии на восток от станции «Измайловский Парк» (ныне «Партизанская»). Закрыта 21 октября 1961 года после открытия участка «Измайловская» — «Первомайская (новая)».
Сейчас на месте станции располагается цех подъёмочного ремонта. В настоящий момент платформа разобрана, на её месте сооружён дополнительный тупик. В вестибюле оборудован актовый зал, где иногда проводят различные мероприятия. Ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью "Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция «Первомайская» была недавно снята. В помещении самой станции размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой «Первомайской» остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.

КАЛУЖСКАЯ: С 1964 по 1974 гг. название «Калужская» носила временная станция, открытая в здании депо «Калужское» (Профсоюзная ул, 59), расположенном недалеко от современной. В то время она являлась конечной на Калужском радиусе. Станция располагалась в самом дальнем от Профсоюзной улицы в 5-м нефе (ангаре), где была сооружена платформа. До 1971 он был крайним, и боковая стена была с окнами. К соединению с Рижской линией депо расширили, построили ещё 3 нефа, стена стала глухой.
На станции было два тупиковых пути с островной платформой. Какие бы то ни было украшения — отсутствовали, асфальтовая платформа, побеленные стены, стандартные промышленные светильники, подвешенные к конструкциям перекрытия. Вдоль оси платформы — несколько простых деревянных скамеек. Платформа непосредственно переходила в вестибюль с кассами и турникетами. После того, как в 1974 году линия была продлена до «Беляева» и была открыта современная станция «Калужская», временная станция была закрыта.
Неф депо, в котором находилась станция, претерпел с 1974 года лишь незначительные изменения. Полностью сохранилась платформа станции и пути, помещения вестибюля используются в качестве комнаты отдыха персонала. Действует и служебный тоннель, соединявший в своё время старую и новую (открытую уже после постройки станции) территории электродепо, минуя пассажирскую зону. Частично сохранились оригинальные светильники. В последние годы платформа, пути и прилегающие территории станции использовались под склад. В настоящее время прорабатывается вопрос передачи станции в ведение Музея Московского метрополитена.

ВОЛОКОЛАМСКАЯ замороженная станция-призрак, построена в конструкциях на пущенном в 1975 участке Таганско-Краснопресненской линии. Станция строилась с перспективой на строительство жилого микрорайона на месте аэродрома в Тушино, но эти планы не были реализованы по мере разрастания самого Тушино в 80-е годы и образования районов-спутников типа Строгино.
Станция представляла собой бетонную платформу с двумя рядами колонн, без какой-либо отделки и выходов. По некоторым сведениям, существовал один законсервированный выход, но обнаружить какие-либо его следы на поверхности не удавалось.
Существовал проект «Волоколамской», был опубликован в журнале «Городское хозяйство Москвы» в 1973 — 74 годах. Колонны должны были заканчиваться массивными квадратными барельефами. Проект был реализован в Ташкенте.
Станция расположена под Тушинским аэрополем, которое в 1970-х годах планировалось застроить жилыми домами, но проект застройки не был реализован, и станция была законсервирована.
Станция была не освещена, поезда проезжали её, не снижая скорости.
Будущее станции оставалось смутным до последнего времени, когда аэрополе полностью потеряло свою принуждённость. В 2008 году было решено продать территорию спортивным предприятиям для постройки нового стадиона команды «Спартак» в Москве. Владельцы проекта заявили, что возможное местонахождение по близости уже практически готовой станции может сильно улучшить шансы выбора местности для постройки, тем самым гарантируя быстрый доступ к самому стадиону и коммерческим рядам.
Достройка началась в 2013 году, а 27 августа 2014 станция была открыта. В непосредственной близости от неё, в настоящее время, располагается домашний стадион футбольного клуба «Спартак» — «Открытие Арена», открытый в тот же день.

ТРОИЦЕ-ЛЫКОВО — перспективная станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Названа по одноимённым селу и усадьбе. Располагается на действующем участке «Крылатское» — «Строгино». При строительстве этого перегона была построена только часть станции — небольшая платформа длиной менее одного вагона с лестницей по 1-му пути (со 2-го пути есть только ровный участок тоннеля с небольшим мостиком и проходом к платформе), тягово-понизительная подстанция, блок технических помещений и аварийный выход на поверхность. Станция используется только как служебная — на ней постоянно работает персонал, для посадки и высадки которого в графике движения поездов, на случай необходимости, предусмотрены остановки (вход и выход осуществляются через кабину машиниста). С декабря 2007 по декабрь 2009 года «Троице-Лыково» присутствовало на схемах в вагонах метро как строящаяся и была оттуда убрана только при замене их внешнего вида в связи с продлением Арбатско-Покровской линии в Митино. Станция может быть достроена не раньше, чем на месте деревни будет возведён жилой массив, способный принести достаточное число пассажиров, однако никаких планов по развитию этой территории в ближайшие годы у города нет — наоборот, согласно постановлению Правительства Москвы о сносе московских деревень, Троице-Лыково включено в список сохраняемых деревень. В программе развития Московского метрополитена до 2015 года, обнародованной на его официальном сайте, «Троице-Лыково» отсутствует. Во всех прочих проектах она значится исключительно как перспективная и никаких работ по ней не предвидится.

Популярность: 30%

Один комментарий к: Подземные тайны Москвы. Часть 2.
Станции-призраки Московского метро

  1. сказал Лара, января 1 2016 @ 3:52 пп

     Сколько вы прикольной информации печатание. Очень интересно находится у вас на блоге. Буду обязательно захаживать!

Комментарии через RSS

Оставить комментарий

Имя: (обязательно)

eMail: (обязательно)

Адрес блога:

Комментировать: