«ИЗЮМИНКИ» МУЗЕЕВ

«Даная» (1636—1647)
– картина голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Это одна из немногих картин, над которой великий художник творил исключительно сам, не доверяя ученикам ни мазка.
По существующей легенде, царь древнегреческого города Аргоса, узнав о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.
В образе мифологической Данаи Рембрандт изобразил свою любимую жену – светлокудрую Саскию. Через много лет после смерти обожаемой супруги он переписал картину, придав Данае черты новой возлюбленной – Хендрикьи Стоффелс. Двадцать лет полотно находилось в доме художника. Он не соглашался продать его даже в самые трудные времена. Только после кончины Рембрандта «Даная» пошла «с молотка» и ее след потерялся… Лишь в XVIII веке «Данаю» обнаружили у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. В Россию картина попала в 1772 году. Она была приобретена императрицей Екатериной II для Эрмитажа у наследников Кроза.
В субботу 15 июня 1985 года в зале голландской живописи, как обычно, много людей. К дежурной по залу подошел ничем не примечательный человек и скучным голосом поинтересовался, какая картина представляет наибольшую ценность. Музейная смотрительница, интеллигентная седовласая дама, простодушно указала на «Данаю» Рембрандта – жемчужину художественной коллекции Эрмитажа. Посетитель подошёл к «Данае» и…, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, «кипеть», менять цвет – в емкости оказалась серная кислота. На картину стало страшно смотреть. Темная пена стекала с холста на пол, оставляя на раме, стене и паркете большие бурые пятна, похожие на кровь. В первые минуты лицо, улыбка Данаи еще были видны, но вскоре нетронутым остался только плачущий Амур. Затем злоумышленник достал нож и успел дважды порезать картину. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы Бронюс Майги.
Реставрировали картину 12 лет, вплоть до 1997 года. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время она защищена бронированным стеклом.

*****

Вот уже более двух столетий собрание Эрмитажа украшает уникальный экспонат, вызывающий восхищение зрителей. Это – знаменитые часы «Павлин».
Чьи же руки создали этот прекрасный шедевр, вдохновение какого мастера побудило его создать такую замечательную композицию? Кому через века надо сказать спасибо за эту красоту, за фантастическое зрелище, которым мы можем насладиться и сегодня?
Вот здесь и начинается самое сложное. Известно лишь время – XVIII век – и страна изготовления часов «Павлин» – Англия. Почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что эти часы были изготовлены в мастерских знаменитого на весь мир Джеймса Кокса, английского ювелира, часовщика и изобретателя дорогих игрушек с движущимися фигурами, который собирал вокруг себя талантливейших мастеров, способствовал развитию изящных искусств и даже создал свой музей. В истории часов «Павлин» очень много непонятного: слишком мало осталось письменных исторических источников, и все они достаточно противоречивы. Ученые до сих пор не могут точно назвать имя мастера –часовщика, создавшего такое чудо.
В Петербург часы попали так. Известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины II князь Г. А. Потемкин-Таврический заказал их в подарок для своей государыни. Потемкин был одной из самых ярких личностей своего времени. Он любил изящные, роскошные вещи, произведения искусства, а сложные механизмы и разные диковинки приводили его в неописуемый восторг. Князь всячески помогал и покровительствовал талантливейшему русскому механику и изобретателю Ивану Кулибину. Естественно, его не могли не привлечь и работы из мастерской англичанина Д. Кокса, известного на весь мир своими замечательными изделиями. Не каждый коллекционер мог похвастать экземпляром «от Кокса»: его произведения стоили баснословно дорого.
Потемкин предполагал, что его дар произведет настоящую сенсацию и станет самой главной достопримечательностью Эрмитажа. Но этому желанию не суждено было сбыться: части механизма подверглись повреждениям при транспортировке и нуждались в ремонте. Весной 1781 года часы были отданы «по частям» различным мастерам, которые пытались их отреставрировать. Потемкину уже не пришлось радоваться своему подарку – он его так и не сделал, ведь жить князю оставалось совсем недолго...
Вскоре после его смерти императрица Екатерина II выкупила из казны все имущество Потемкина, в том числе и диковинные часы. Все части механизма еще при жизни Потемкина были переданы И. П. Кулибину, который сумел восстановить его лишь после смерти князя. Кулибин не только отладил все устройства, но и подреставрировал «Павлина»: обновил позолоту, вставил в композицию декоративные элементы из стекла, которые были утеряны. Такими мы видим часы «Павлин» и сейчас.
Удивительно, но на часах нигде нет подписи мастера-изготовителя. Лишь в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J. Есть доказательства, что эта монограмма принадлежит английскому мастеру-часовщику Фредерику Юри (Jury). Но был ли он автором всей композиции или же только принимал участие в ее изготовлении – точно сказать нельзя. Именно Юри доставил этот шедевр в Петербург, а по традиции того времени царственным особам и их приближенным подарки преподносил сам мастер, сделавший изящную вещь.
Интересна и история с реставрацией часов. К Ивану Кулибину «Павлин» был доставлен в нескольких корзинках в виде груды деталей. Кулибин обнаружил, что многих частей композиции просто не достает! В журнале «Москвитянин» за 1854 год есть серия статей о гениальном мастере Кулибине. Там говорится и о том, как он чинил «Павлина»: это была прямо-таки сказочная история. Потемкин буквально «кланялся в ноги» механику, прося «г. Кулибина оживить его птичек».
Мастер принялся за работу – он рассортировал все детали, понял общие принципы работы механизма. Долгое время ему никак не удавалось разобрать фигуру павлина. Наконец, Кулибин заметил на павлиньей спинке одно отличающееся от других перышко – именно нажатие на него помогло открыть корпус механизма. Взору мастера предстало жалкое зрелище: поломанные шестеренки, разорванные пружины, болтающиеся, незакрепленные детали.
Работа над «оживлением» движущихся фигур шла полным ходом, как вдруг Григорий Потемкин вызвал Кулибина для каких-то дел, и тот пробыл у него до самой кончины князя. Он наказал сыну не трогать механизм, но если случится пожар, первым делом спасать «Павлина». Его мудрое сердце словно предчувствовало какую-то беду...
И вот однажды ночью сын мастера проснулся от яркого света, шума и криков. Под окнами на набережной полыхало зарево – загорелись стоящие на причале недалеко от дома баржи с сеном. Кулибин-младший в панике начал раскидывать детали по корзинам и собираться выскочить с ними на улицу.
Все обошлось, но части «Павлина» были перемешаны в кучу, что-то затерялось, что-то смешалось с компонентами других механических устройств... И вот опять возрождение часов к жизни отодвинулось на большой срок. Какое-то время автомат стоял в Таврическом дворце, и лишь в 1797 году наконец-то был доставлен в Эрмитаж. Монтировал его сам Кулибин.
Так кого же следует считать автором часов «Павлин» – загадочную неизвестную личность или механика-часовщика Фредерика Юри? История не дает ответа. И конечно же, при упоминании авторства никак нельзя списывать со счетов гениального мастера, Ивана Петровича Кулибина, подарившего часам «новую жизнь». Бегут недели, годы и века, часы стоят здесь уже третье столетие – они никуда не делись, исправно работают и радуют своей красотой, приводят в восторг маленьких зрителей Эрмитажа, поражают воображение гостей Петербурга.
Сделаны часы из позолоченной меди, выставлены в Павильонном зале Эрмитажа. Первоначально позолота была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудный, а его туловище местами покрывали цветные лаки.
Пьедесталом для восточного павлина служит дубовый пенек с кудрявой веткой, поднявшейся над ним на высоту более двух с половиной метров. К дубу прикреплен сухой сук, а к нему подвешена на шнуре шарообразная клетка. В этой клетке сидит сделанная из темного серебра сова, а под клеткой расположилась белка. К другой стороне пня приделана еще одна ветка, рядом с которой стоит петух.
В композицию часов включены три белки. Самая большая находится под клеткой с совой, средняя – на ветке слева от павлина; маленькая – на сучке, лежащем на «земле».
Основание часов выполнено в виде холма, покрытого листьями и плодами тыквы. На передней части основания стоят шесть грибов: на шляпке самого большого из них, в прорезе, появляются римские цифры (часы) и арабские цифры (минуты).
В часах «Павлин» объединено четыре самостоятельных механизма: три из них приводят в движение фигуры птиц, а четвертый является собственно часами. Механизмы соединены системой рычагов, обеспечивающих их запуск в определенной последовательности:
• сначала механизм часов запускает сову. Ее клетка начинает вращаться, звенят колокольчики, сова поворачивает голову вправо и влево, моргая и постукивая правой лапкой. Клетка совершает двенадцать оборотов и останавливается;
• примерно через полторы минуты после начала движения совы ее механизм запускает павлина. Он распускает хвост, вытягивает шею, поворачивает и запрокидывает голову, приоткрывая клюв. Когда хвост полностью развернется, птица на секунду замирает;
• затем павлин плавно поворачивается к зрителям, хвостом, снова вновь ненадолго замирает, возвращается в исходное положение, складывает хвост и втягивает голову;
• в конце своей работы механизм павлина запускает петуха. Тот, тряхнув несколько раз головой, кукарекает.
Музыка в часах «Павлин» таинственная. Она выступает в роли волшебной силы, вдыхающей жизнь в механические фигуры. Каждый из персонажей исполняет в этом маленьком спектакле отведенную ему роль под свою собственную музыку и замирает вновь с ее окончанием. Так работают эти замечательные часы.
Философы XVIII века полагали, что часы представляют собой механическую модель Вселенной. Павлин символизирует солнечный круг и бессмертие. Сова – знак ночи, тишины, мудрости. Петух, возвещающий своим пением восход солнца – символ рождающегося света, жизни, воскресения.

Популярность: 5%

Один комментарий к: «ИЗЮМИНКИ» МУЗЕЕВ

  1. сказал Андрей, апреля 16 2011 @ 6:05 дп

     Тема интересная, хотелось бы продолжения

Комментарии через RSS

Оставить комментарий

Имя: (обязательно)

eMail: (обязательно)

Адрес блога:

Комментировать: