8-е Марта – 100 лет со дня известия о покорении Южного полюса Земли…
Опубликовано Мар 06, 2012, рубрики 8. Это интересно | Комментариев нетИзначально целью Амундсена был пятилетний дрейф в Северном Ледовитом океане с попыткой достижения Северного полюса. Но в тот момент о покорении северной шапки земли заявили одновременно два американца Фредерик Кук и Роберт Пири. Быть не первым Амундсена не устраивает и его целью становится самая южная точка земли. Приблизительно в это же время из Лондона стартует экспедиция британца Роберта Скотта. С этого момента начинается известнейшая драматическая гонка в истории человечества, по накалу страстей сравнимая разве что с гонкой космической.
Первым до берегов Антарктиды добрался Роберт Скотт (4 января 1911). Место базового лагеря на шельфовом леднике Росса (мыс Эванса), Скотт выбрал судя по всему не случайно – маршрут по которому он собирался достигнуть Южного полюса уже был разведан предшественниками до 88° 23' ю.ш. В последний момент его полюсная команда из 4 человек была дополнена пятым (Генри Бауэрсом), причём количество провианта и прочего снаряжения было рассчитано только на четверых. Но это ни коим образом не должно было сказаться на результате. Экспедиция Скотта сделала ставку на революционные для того времени мотосани, а также имела в своём активе 33 сибирские лайки и 19 маньчжурских пони. Скотт опирался на опыт своих предшественников – его соотечественник и соперник Эрнест Шеклтон в качестве тягловой силы использовал пони и почти добрался до Южного полюса.
Десятью днями позже, ледника Росса достиг Руаль Амундсен (14 января 1911). Свой базовый лагерь он разбивает в Китовой бухте. В арсенале Скотта 52 лайки. В качестве транспорта Амундсен выбрал давно проверенные собачьи упряжки. Собаки не только тянули поклажу, но и служили пищей для полярников. В составе экспедиции были только первоклассные лыжники. Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала – костюмы были легки и вместе с тем очень теплыми. Амундсен высаживался на территорию, о которой даже не было известно, ледник это или область материка, его продвижение также осуществлялось по неизвестной территории. Выбранный Амундсеном район базового лагеря оказался на 96 километров ближе к Южному полюсу, чем у британцев. И так, оставалось лишь дождаться полярной весны.
Однако, малейшая мысль оказаться не первым, гнала Амундсена вперед. Но норвежец не стал бы великим, если бы честолюбие в нем не сочеталось с осмотрительностью. Преждевременно выступив в поход в сентябре 1911 года, он уже через четыре дня адекватно оценил ситуацию, сказал себе «стоп» и решил «как можно скорее вернуться назад и дождаться настоящей весны».
20 октября 1911года, Амундсен двинулся на второй штурм полюса. Он и четверо его спутников на лыжах двигались за четырьмя гружеными санями. Каждые сани весом 400 килограммов тянула упряжка из 13 собак. Людям и животным предстояло пройти более 1300 километров, спускаясь и карабкаясь по чудовищным расселинам в ледниках. Каждую секунду погода грозила очередным опасным сюрпризом. Но все обошлось благополучно. «Итак, мы дошли», – записал в дневнике Амундсен 14 декабря 1911 года, в 15.00 по времени экспедиции. Норвежцы пробыли там три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом «Фрама». На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена. Под шестом Амундсен оставил палатку с продовольствием и короткой запиской: « Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы вероятно станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением, желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руальд Амундсен». Это письмо гарантировало, что, даже если с людьми Амундсена что-то случится, о его достижении все-таки узнает мир. 26 января 1912 года норвежцы триумфально вернулись на базу, где их поджидало экспедиционное судно «Фрам».
8 марта 1912: Амундсен направляет телеграмму из Хобарта, Тасмания с оповещением публики о результатах экспедиции…
Когда Амундсен, уже спустя почти год, узнал, в каком состоянии тогда находились его британские конкуренты, он горько сожалел об оставленном им письме.
Экспедиция Скотта сделала ставку на революционные для того времени мотосани, но они сломались в первые же дни похода. Маньчжурские пони, которые Скотт выбрал как тягловую силу, не выдерживали холода и их пришлось застрелить. В нарты с поклажей британцам пришлось впрягаться самим. До полюса они добрались, но это были измученные, голодные, обмороженные и обреченные люди. Каждый понимал, что на обратную дорогу, длинной более тысячи километров не хватит ни провианта, ни сил. Британцы, обнаружив на полюсе известие о первенстве Амундсена, находились в крайне подавленном состоянии духа, возможно, фатально сказавшемся на ресурсах их организмов. Скотт, добравшись до полюса на месяц позже Амундсена, нашел это письмо и благородно сохранил его – но лично передать не смог. Все пять человек команды англичан погибли на обратном пути. Письмо поисковая команда нашла год спустя рядом с телом Скотта. Британцы делали ставку не на профессионализм, а на твердость духа. Один из участников команды англичан (Э.Эванс) умирает от последствий черепно-мозговой травмы. Другой (Л. Оутс), обморозив ноги, тайком ушел в смертельный буран, чтобы товарищам не пришлось нести его на себе. Скотт и двое последних участников его отряда не дошли всего 18 километров до склада с продуктами. «Я уже не надеюсь на лучшее. Мы постараемся тянуть сколько сможем, но силы уходят, конец близок. Жаль прекращать писать, но я больше не могу», – эту последнюю запись Скотта нашла через год после гибели его экспедиции спасательная партия, наткнувшись на засыпанную снегом палатку с окоченевшими телами путешественников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс.
Однако Великобритания первенство чужака не признала.
Когда в 1912 году Королевское географическое общество в Лондоне было вынуждено принять Амундсена в свои почетные члены, его председатель не смог удержаться от язвительного тоста... за его собак. Именно лайки, как экспресс, без особых трудов доставили Амундсена к цели, что было, по мнению англичан, по меньшей мере «не спортивно». Амундсен был так обижен приемом, что в знак протеста вернул медаль, врученную ему британцами.
Ссылки:
http://www.newizv.ru/world/2005-05-27/25052-gonka-za-poljusom.html
http://www.nat-geo.ru/article/304/gallery/134/1735/?p=0
http://ru.wikipedia.org/wiki
Популярность: 4%
Оставить комментарий